Первые стяги России-история создания
Стяг — древнерусское название воинского знамени. Представлял собой древко с укрепленным на нем каким-либо условным опознавательным предметом — клином яркой ткани, изображением животного, какого-либо символа, пучком конских волос и т.п. Служил сигналом для воинов в походе и
сражении. Носителем стяга являлся стяговник — обычно физически крепкий витязь-богатырь, способный отстаивать войсковой символ.
Стяг «стягивал» витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину войска. Вокруг стяга в боевом порядке строились войска.
По стягу судили о ходе битвы. Стяг «простирашася яко облацы» — значит, бой идёт успешно. Падение стяга говорило о бедственном положении войска, о том, что враги «досекошася до стяга, и стяг подсекоша». Хотя наши летописи и скупы на подробности, но тем не менее, в них отмечались даже потеря части стяга и смерть стяговника: «челку стяговую соторгоша», «стяговника нашего потяти».
С принятием христианства русские стяги
освятились знамением животворящего Креста Господня. Таким образом первые Христианские стяги состояли из длинного древка, стяга, к которому прикреплялось полотно, кусок ткани яркого цвета, с нашитым на нем изображением животворящего Креста Господня; острожек, которым вооружался верхний конец стяга стали также заменять крестом; под острожком подвязывалась челка, окрашенная яркою краской.
Немного позднее полотно знамени стали делать двух или даже трех хвостными.
В течении времени между XII и XV веками, когда Россия была разделена на уделы, каждый удельный князь имел свой стяг.
Стяги этого времени были уже не такими огромными, как в старину и во время сражения следовали за движением полков, кроме того, сохраняя свое прежнее устройство и прежний вид, стяги строились так, чтобы стяг одного полка или князя, можно было всегда распознать среди стягов других князей.
Под стягами приносили присягу, заключали договора и проводили церковные службы.
В конце XIV века на русских стягах начинают изображать лик Спасителя, именно в это время впервые в летописях употребляется слово «знамение», для обозначения стяга с изображением Спасителя, в отличие от других стягов где такого изображения не было.